О секции

О секции

Являясь творческим подразделением одного из крупнейших художественных союзов России, секция монументального искусства объединяет художников, чей творческий труд призван формировать облик городской среды и культурный слой эпохи.

Основное стремление художников-монументалистов – это продолжение великой мировой и российской традиции создания объектов искусства для непосредственного вхождения в реальное пространство и реальную жизнь города в вечных материалах, в Вечных и Великих темах.
Портик Нового Эрмитажа
Наилучшее представление о творчестве петербургских мастеров монументального искусства нового времени даёт Санкт-Петербургский метрополитен. Практически все станции метро, начиная с «Площади восстания», открытой в 1955 году, украшают их произведения.
Станция метро «Площадь восстания», Санкт-Петербург
Не будет преувеличением сказать, что метро — это своеобразный открытый музей петербургского монументального искусства.
Станция метро «Пушкинская», Санкт-Петербург
Впитав и переосмыслив опыт классического монументального искусства советские, а затем и российские монументалисты создали уникальный синтез искусства и архитектуры, основательно раздвинув традиционные рамки и соединив воедино различные техники и материалы.
Станция метро «Автово», Санкт-Петербург
Монументальное искусство, чрезвычайно присущее Санкт-Петербургу–Ленинграду, едва не исчезло в 1990-х годах, когда резко была ликвидирована «идеология», а вместе с ней и финансовая поддержка государства. Однако, вопреки всем проблемам, петербургские монументалисты продолжали и продолжают работать. Оба крупнейших профильных ВУЗа по-прежнему готовят специалистов, и жизнь постепенно даёт им новые поприща, новые художественные средства.

План «Монументальной пропаганды», задуманный В.И. Лениным и А.В. Луначарским, как это ни удивительно, действовал вплоть до 1990-х годов. В соответствии с ним в нашем городе были созданы значительнейшие художественные произведения и ансамбли, один из которых – мозаично-скульптурный комплект «Защитникам Ленинграда» на Средней рогатке.
Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Санкт-Петербург
Художник-монументалист – это особый художник. Он должен знать и понимать архитектуру, её пространственный образ, масштаб. Он должен уметь конструировать изображение таким образом, чтобы оно резонировало, усиливало, и само усиливалось от союза с пространственной средой. Если художник-станковист, как правило, живёт внутри картины, и он создаёт своё особенное иллюзорно-изобразительное или декоративно-условное пространство, если он отграничен рамой от среды, то монументалист не имеет на это права. Он не имеет права на самый выразительный «шёпот», но должен говорить громко, отчётливо, «во весь голос». Он должен иметь такие внутренние качества психики, такие навыки, которые ему позволят быть таким.

Профессия монументалиста предполагает умение работать с разными материалами. Как мы знаем, знаменитейший монументалист Микеланджело был превосходным скульптором и живописцем. Но самое главное – он мыслил масштабно, будучи сам великим человеком. И это мы видим не только в его изобразительном творчестве, но и в стихах – не менее грандиозных.

Материалы и техники, которые используют современные художники монументалисты – это скульптура, стенные росписи, мозаики, витражи, эмали по металлу и многое другое. Расширилась тематика произведений и арсенал пластических приёмов, во многих случаях – сугубо индивидуальных. Так, например, мозаика развивается и на основе классических традиций, и приобрела много нового. Помимо традиционной смальты и камня, художники применяют стекло разных видов, гальку, и находят способы необычного набора.

Петербургскими монументалистами создано бессчетное количество художественных произведений, оформивших многочисленные архитектурные объекты по всему миру. Сегодня членами секции монументального искусства являются 191 человек, в том числе Народный художник РФ Талащук Алексей Юрьевич и Заслуженные художники РФ: Анопова Валентина Акимовна, Гусаров Василий Петрович, Кондуров Александр Андреевич, Пономаренко (Савина) Светлана Петровна, Сухоруков Юрий Николаевич и Уралов Иван Григорьевич.
Выставочная деятельность
Выставки коллектива художников, представленных секцией монументального искусства Санкт-Петербургского союза художников», проходят под общим названием «Стена».

Мы привыкли, что стены разделяют: домашний уют и внешние опасности, свободу и неволю, понятное и неизвестное, свое и чужое, доступное и запретное, обозримое и запредельное… эпитетов для стены можно подобрать множество. Стена как философское понятие известно с античности, только Жан Поль Сартр дает шестнадцать определений стены. Стенами высятся горы и в шторм встают волны. Стены пугают и создают ощущение защищенности, утверждают ограниченность и дарят представление о неведомом. Безусловно стена – одно из ключевых, внешне понятных, но в то же время глубоких и противоречивых понятий в человеческой культуре.

Что есть стена для художника, особенно если он художник-монументалист? Это место приложения потенциала творческой личности, место единения различных видов искусства, творческих методов и индивидуальных стилей, символ сплоченности художников, но в первую очередь, стена – это место существования и самого произведения.
Монументальное искусство многоаспектно, но его основным стержнем безусловно является духовность, вносимая авторами в свои произведения, ведь в основе вековой истории монументального искусства лежат богатейшие традиции религиозного и, в первую очередь, христианского изобразительного искусства.

Древние художники, справляясь изобразительными методами с современными им проблемами, безусловно одной из задач ставили увековечение своих духовных ценностей. Таким образом они формировали основу всей современной культуры, и задача современных монументалистов состоит в развитии этого богатейшего творческого наследия. Не столь важно – работает ли художник в области современного церковного искусства или же отдает предпочтение искусству светскому – профессиональная ответственность за принимаемые художественные решения диктует авторам необходимость безупречности технического подхода, и формирует ментальную содержательность произведений, создаваемых для реальных жизненных пространств.

Внося своими произведениями важный вклад в развитие современной культуры, художники вообще, и монументалисты в частности, закладывают основы эстетического развития не только своих современников, но и многих последующих поколений.

На выставках петербургских монументалистов легко наблюдать, как эскизные разработки, зачастую абстрактные и оторванные от реальности, находят свое воплощение в конкретных проектах высокой экзистенциальной наполненности, реализуя таким образом упомянутый выше прикладной аспект монументального искусства.
Ищете исполнителя / исполнителей
для реализации проекта?
Напишите нам на e-mail: stenaspbsh@yandex.ru, позвоните по телефону: +7 (812) 314-37-73 или заполните форму, и мы поможем Вам с выбором профессиональных специалистов